Кроме небезызвестных даосской и буддийской мифологических систем в Китае также развивались архаические и время от времени появляющиеся местные культы. Например, такие, как культы конфуцианских мудрецов и героев, как общегосударственного, так и местного значения. В то время как древнекитайской культуре была присуща историзация всех мифических героев, в средние века наоборот был характерным обратный процесс, то есть, мифологизация существующих исторических лиц с их последующим превращением в богов.
Считалось, что такие божества являются покровителями ремесел и целых городов, а также местностей. К примеру, Лю Бэй в 3 веке нашей эры являлся полководцем и основателем царства Шу, а в юности плел циновки и делал соломенные туфли. Но, после своей смерти он превратился в бога всех плетенщиков. Его сподвижником был Гуань Юй, который прославился своей верностью и бесстрашием, а потому также обожествлен, став стражем монастырей, после чего даже превратился в покровителя многих демонов. Примерно с 16 столетия он стал считаться богом войны Гуаньди.
Многие из числа обожествленных исторических деятелей постепенно вытесняли героев в древней мифологии. В частности, обожествленные в 12-14 столетиях полководцы, жившие в 7 столетии стали богами дверей, то есть, мэньшэнь. Их звали Цинь Шубао и Ху Цзиндэ и они заменили древнекитайских богов Шэньту и Юйлэя. Иногда также в более поздней народной мифологии становились актуальными древние персонажи легенд.
Ближе к окончанию первого тысячелетия в Китае произошло сближение всех мифологических систем, таким образом, сформировался религиозный синкретизм вместе с соответствующей синкретической мифологией, объединившей в одну систему персонажей из даосской, буддийской, а также из народной мифологии. К ним же причислили и героев из конфуцианского культа. Процессы объединения разного мифологического материала активно шли в селах, где в деревенских храмах могли рядом стоять статуя Конфуция и Будды с Лаоцзы. По городам и в крупных религиозных центрах данный процесс проходил более медленными темпами.
В сознании людей того времени процесс синкретизации проходил несколько этапов. В средние века он привел к появлению некоего сводного пантеона из божеств, главой которых стал Юйди — нефритовый государь, образ которого полностью сложился в 8-10 столетиях. Юйди собой заменил высшее даосское божество по имени Хуанди, а также занял место бога Шанди в древней системе мифов. Среди огромного количества мифологических персонажей в синкретическом пантеоне выделяется несколько устойчивых и постоянных групп.
Речь о небесных божествах Юйди вместе со свитой, божестве природы со стихиями, то есть, боге грома Лэйгуне, богине молнии Дяньму, божестве ветра и вод, а также о драконах всех родов с рангами. Сюда же относились лунваны — цари драконов, а также боги, приносящие детей. Кстати, сыновей и дочерей дарили людям разные боги.